Страница 1 из 1

AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 05 авг 2015, 20:40
WELDER
Лето,жара,время отпусков в разгаре. Стало по-спокойнее на работе,можно неспеша заняться экспериментами и рукоприкладством . Очень часто жалуются владельцы 650-го на перегрев двигателей подкатушечников. Реально моторы горячие,особенно принимающий,термопару от мультиметра лень искать,по руке и в сильную жару нагрев приемного двигателя приблизительно градусов 60,подающий градусов 40. На самом деле для электромоторов это не страшно,опытные электрики советуют считать нормальным нагрев электродвигателя 60 град+температура окружающей среды.Исторически АКАЙ производили моторы высшего класса,так что можно не переживать по этому поводу. Но так как эти замечательные машины дорожают из года в год и больше их не становится,хочется продлить ресурс по максимуму. Тем более,что смазка в подшипниках может повести себя неадекватно при постоянном нагреве,что может привсти к "клину" мотора со всеми вытекающими.Рекомендуют не гонять их часами,так как аппарат все таки бытовой,но это не наш случай ,грех не погонять его часиков 4-5 кряду,с такими то головами и протяжкой. Рассмотрев устройство 650-го видим,что все узлы выделяющие тепло,собраны в одном отсеке,сверху: моторы и мощные ватт на 20 резисторы в их обвязке,транзисторы стабилизации БП и ведущего двигателя,силовой трансформатор.
Изображение
Сверху силового отсека (дальше СО),в фанерном кофре,вырезано окно для отвода нагретого воздуха,на задней стенке кофра,по центру,есть входное отверстие,для всасывающей крыльчатки посаженной на ось ведущего двигателя. Одним словом вентиляция корпуса продумана правильно и все сделано максимально просто: сзади нагнетается воздух,слегка нагревшись он устремляется вверх,в силовой отсек и обтекая все горячие узлы,расширяется еще сильнее и уже горячим покидает корпус сквозь вентиляционную решетку над СО.Но в сильную жару тепло переходит по осям двигателей на подкатушечники и соответственно катушки с лентой становятся теплыми,что неприемлемо категорически . Я раздел 650-го и гонял его без кофра,нагрев остался почти таким же,но меня больше интересовало какие узлы больше всего излучают тепло. Так как они все находятся в непосредственной близости,в одном отсеке,естественно они еще и нагревают друг-дружку. Причем сильнее всего нагрев ощущается ,когда аппарат работает на 9 скорости,при этом напряжение на коллекторе транзистора управления вед.двиг. наибольшее,принимающий и подающие моторы "затормаживаются" больше. В итоге стало ясно,что основными источниками нагреваа являются(по-убывающей) :
1.Транзистор стабилизации ведущего двигателя
Изображение
2.Мотор приемного подкатушечника(причем обмотки нагреваются меньше,чем наружный колпак-ротор)
Изображение
3.Трансформатор(через пару часов работы),дальше подающий мотор и резисторы из обвязки моторов,транзистор стабилизации БП.
Изображение
Причем транзистор стаб. ведущего двигателя разогревается сразу и градусов до 65-70 (по паспорту он держит и 150 град.). Радиатором ему служит металическая пластина,она же задняя стенка СО.Транзистор 50-ти ваттный на ток 1,5А. В принципе если его удалить оттуда и поставить на хороший радиатор,то силовой отсек станет гораздо холоднее,так как вся задняя стенка всегда горячая,что естественно не способствует хорошему охлаждению. Но я не сторонник таких переделок,аутентичность прежде всего.Не напрасно же инженеры AKAI посадили его на "тонкую железку",при этом он за минуту достигает своего максимума и потом постоянно находится на одном уровне нагрева,подозреваю,что это сделано не только в целях экономии металла,но и для полученя стабильной работы платы управления скоростью движения: таходатчик + выходной транзистор моментально входящий в положенный ему температурный режим.
Отказавшись от переноса транзистора из СО,а так же замены его на соврменный более мощный,решил обойтись всего одним дополнительным кулером от компа(80 Х 80),но при этом установить его так,что бы он максимально бесшумно и эффективно охлаждал СО,приемный двигатель в первую очередь.
Забегая вперед скажу,что результат получился очень хороший,приемный двигатель чуть холоднее подающего в начале катушки и приблизительно такой же по температуре к концу катушки,трансформатор тоже слегка теплый даже через несколько часов работы.
Первый этап,использовал малошумный кулер от "Cooler Master",подключив его на 9 вольт(от внешнего адаптера пока) . Кулер установлен под принимающим мотором,что позволяет забирать воздух из большего отсека,в который он накачивается турбинкой ведущего двигателя. Что бы кулер работал эффективно,"предкулерное пространство" должно быть просторное.Лишнее закрыл поролоном,чтобы кулер не вращал воздух вокруг себя,боковое окно в шасси закрыл,дабы ВЕСЬ поток перегоняемый кулером устремился в силовой отсек и не уходил мимо сквозь это окно. Частично поток направляется на трансформатор(его перенаправляет банка конденсатора между мотором и трансформатором)и заднюю стенку СО.
Изображение Изображение
Пока гоняю так уже 3 дня полет нормальный. Вторым этапом планирую установить еще более малошумный(хотя и этого не слышно никак),кулер на шарикоподшипниках,с термодатчиком регулировки режима вращения.
Изображение
Термодатчик планирую установить прямо над фланцем переднего подшипника принимающего мотора,частично просунув его под обмотку. Так же в хозяйстве имеется отдельная плата-регулятор оборотов под обычный кулер 12 вольт,с термодатчиком(выдрал из компового БП).Изображение На задней стенке СО находится переключатель 50-60 гц(аппарат мульти вольтажный у меня).Так как он мне абсолютно не нужен и во избежании потери контакта внутри я его уже перемкнул перемычкой зафиксировав только 50 гц(при этом подключается дополнительный конденсатор в цепи фазосдвига ведущего двигателя),я его планирую использовать под отключение кулера или под принудительный перевод кулера на полную мощность,подачей 12вольт,или шунтированием термодатчика,в зависимости от того,какой кулер останется после экспериментов.Кулер будет плотно врезан в пластину из 14мм плотного, негниющего поролона и тот в свою очередь будет плотно подогнан в СО на свое место под принмающим движком.Может придется в паре мест прихватить прозрачным силиконом.Так что никаких лишних отверстий и колхоза не намечается.
Продолжение следует )))

Re: AKAI GX-650D Охлаждение горячего,японского парня

Добавлено: 06 авг 2015, 00:24
ANATOLIYDON
Такая ж проблема раздел разбул а все равно сверху на сковороде хоть яйца жарь

Re: AKAI GX-650D Охлаждение горячего,японского парня

Добавлено: 06 авг 2015, 07:46
WELDER
ANATOLIYDON, у "раздетого" 650-го нарушается продуманная изготовителем система охлаждения:воздух нагнетаемый крыльчаткой вед. двиг. охлаждает толко часть мотора на котором сидит,дальше он уходит в неизвестном направлении не попадая в СО.От этого эффективность охлаждения "раздетого" почти такая же. Нужно,не меняя естественного направления движения(!),помочь воздушному потоку немного интенсивнее пройти в нужном месте, что я и сделал.
Результат настолько хорош,что уже нет никакого желания экспериментировать. ;)
п.с. есть подозрения,что на 60Гц мотры будут нагреватся меньше,но проверить никак не могу .

Re: AKAI GX-650D Охлаждение горячего,японского парня

Добавлено: 06 авг 2015, 09:55
ANATOLIYDON
2015-08-06-104449.jpg
Тоже думаю гадаю толи наддув ему сделать прям сверху на тягачи толи вытяжку уже горячего воздуха.

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 09 янв 2017, 02:07
ANATOLIYDON
Доброй ночи не спящим вот решил обратиться за помощью к знающим своего тяму нету, приключилась такая беда стало щелкать реле на плате управления скоростью ведущего двигателя что и отразилось на скорости движения ленты появилась детонация описания принципа как работает эта схема управления двигателем не нашел куда ткнутся на что обратить внимание может кто подскажет

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 10 янв 2017, 16:29
vbvb
ANATOLIYDON
На разных скоростях?
21 вольт не плавает?
термистр в схеме(не помню, что он там окучивает) не нагрет? то есть греться там могут две вещи или собственно мотор или транзистор в диагонали моста.
Лучше взять осциллограф и полазить

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 10 янв 2017, 23:53
ANATOLIYDON
vbvb и всем присутствующим доброй ночи,спасибо что откликнулись.
1. Реле щелкает на всех скоростях только с разной частотой, если тонвалы притормаживаешь реле перестает щелкать
2. 21в нет там с тр 1 который на плате одна нога непропай был припаял на К\Б и Э по 23в с сотками вперед был горячий сейчас холодный чем заменить его незнаю
3. термистр пока не нашел в этом лесу стоячих компонентов надо плату откручивать двигатель не горячий транзистор который на задней панели градусов 50 на К 24в на Б\Э почти ноль вольт и он там не 2sc792 а наш 812 б
4. Осциллограф ток на картинке видел.

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 11 янв 2017, 00:22
vbvb
ANATOLIYDON писал(а): 2. 21в нет там с тр 1 который на плате одна нога непропай был припаял на К\Б и Э по 23в с сотками вперед был горячий сейчас холодный чем заменить его незнаю
Ну так скорее всего он в пробое. VR1 напряжение регулирует?
Замена на отечественный в стабилизаторе напряжения? КТ815 Б,В,Г, ну хотя бы для пробы

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 11 янв 2017, 01:53
ANATOLIYDON
vbvb спасибо за подсказку 815 или 817 где то есть VR 1 еще не крутил и еще можно спросить про реле шо оно там делает в схеме, в контактной группе его стоят детали одинаковых номиналов это что то связано с 50\60гц на пусковую обмотку двигателя это я сам себе гадаю .

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 11 янв 2017, 20:21
vbvb
ANATOLIYDON
То что вы называете одинаковыми деталями - это искрогасящие цепочки.
А реле коммутирует конденсатор пусковой обмотки

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 12 янв 2017, 19:59
ANATOLIYDON
Вчера день с утра не задался разрядился мультимер забыл выключить потом сломал очки сегодня кое как спаял их и поменял транзистор на817 толку нет все равно реле клацает думаю может попробовать диод в параллели катушки прозвонить

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 12 янв 2017, 20:29
vbvb
Выставите сначала нужное напряжение 21в. После этого нужно смотреть уж дальше, все по цепочке, замерив и выставив скорость(хотя бы одну)

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 12 янв 2017, 20:53
ANATOLIYDON
после впайки 817 напруга просела на К21.7в на Б21.4В на Э20.8в так что поднять его не получается ниже можно

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 24 апр 2017, 21:01
ANATOLIYDON
Добрый вечер всем присутствующим, чет забыл отписаться по поводу устранения неисправности и поблагодарить vbvb за правильное определение неисправности , был неисправен транзистор в диагонали моста звонились Б и Э с коллектором накоротко, вместо 2sc792 поставил кт 834.Еще раз спасибо vbvb.

Re: AKAI GX-650D Охлаждаем горячего,японского парня

Добавлено: 25 апр 2017, 18:17
vbvb
ну и славно